Разъяснение о Законе о мусорной реформе

Разъяснение о Законе о мусорной реформе


ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ!

Делайте покупки в бюджетном китайском интернет-магазине.

Мусорная реформа в России в 2020 году продолжит осуществляться в российских регионах, и она должна охватить всю территорию государства. Пока далеко не всем ясна суть нововведений, и основные важные моменты будут рассмотрены далее в статье.

Необходимость и цели мусорной реформы

Ежегодно в России создается 50 млн. тонн твердых коммунальных отходов при общей мощности утилизирующих их предприятий менее 60 тыс. тонн. В результате перерабатывается всего 10 % общего объема ТБО, и на территории страны уже скопилось больше 30 млрд. тонн мусора.

Появилось много особенно вредных для окружающей среды и здоровья населения видов отходов – пластика, полимеров, электроприборов, содержащих ядовитые вещества.

Каждый год площадь мусорных свалок увеличивается на 500 тыс. га. Территория, занятая в нашей стране только несанкционированными свалками, равна площади Швейцарии.

Единственной альтернативой свалкам, по мнению авторов мусорной реформы, являются современные полигоны с перерабатывающими и сжигающими мусор предприятиями.

Старые полигоны подлежат рекультивации собственниками земли или организациями, отвечающими за все работы с твердыми коммунальными отходами в регионе.

Все регионы имеют целевые показатели по национальному проекту «Экология», включая показатели по рекультивации незаконных мусорных свалок и полигонов. Проект имеет миллиардное финансирование. В настоящее время регионы разрабатывают свои программы и проекты и защищают их в правительстве в целях получения денег на осуществление работ по рекультивации.

Несанкционированные свалки должны быть ликвидированы собственниками земельных участков, на территории которых эти свалки расположены.

В соответствии с Указом Президента все несанкционированные свалки должны быть ликвидированы до 2024 года.

В Послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года В.В. Путин сообщил, что к концу 2020 г. должно быть ликвидировано 30 самых больших свалок в городах, а в последующие 6 лет – все оставшиеся.

Должны быть убраны все свалки мусора вблизи от многоквартирных домов, а освободившаяся территория очищена и засажена деревьями.

Все существующие полигоны должны пройти процедуру лицензирования. Не получившие лицензию свалки не должны более использоваться.

В то время как к концу 2018 г. доля сжигаемого мусора не превышала 4-5 %, в результате проведения реформы к 2024 г. она должна повыситься до 60%, а к 2030 г. – до 95%. Должно быть построено 130 перерабатывающих мусор комплексов.

К целям реформы относится также декриминализация мусорной сферы, которая сегодня является одной из наиболее проблемных. Реформа должна сделать процесс обращения с отходами прозрачным, что позволит устранить злоупотребления в данной сфере.

Как определяются тарифы для населения

Размер тарифов устанавливается органами власти субъектов РФ исходя из условия экономической выгодности для оператора при одновременной доступности для населения.

На тариф оказывают влияние многие факторы – дальность перевозок мусора, цена на автомобильное топливо в определенном месте, сложность климатических условий и др.

На размер тарифа влияет величина площади региона, плотность населения, длина и качество дорог.

В тарифе учитываются расходы регионального оператора на услуги по сбору и транспортировке отходов, заключение и обслуживание договоров с собственниками и управляющими компаниями, административные расходы, заработная плата работников и прочее.

Тариф определяется в расчете на один кубометр отходов. Рассчитывается тариф путем перемножения установленного в регионе норматива накопления мусора на одного жителя и расценок регионального оператора с последующим делением полученного результата пополам.
Нормативы накопления ТКО внутри региона могут различаться.

Нормативы накопления отходов определяются отдельно для разных категорий населения, магазинов, офисов, учебных заведений и др.Тарифы для жителей дифференцированы по типам жилья – квартиры, коттеджи (дачи), загородные дома.

Аналогично тарифам на коммунальные услуги (электроснабжение, отопление, водоснабжение) тарифы на вывоз мусора будут индексироваться два раза в год – в январе и июле.По прогнозам некоторых специалистов, ежегодный темп прироста размера платежей за вывоз ТКО может составить около 12%. В среднем по России ежемесячное увеличение тарифа при этом будет равно 30 рублям.

По расчетам экспертов, средняя стоимость услуги по утилизации мусора для населения составляет от 180 до 350 рублей с одного человека. Однако в некоторых регионах говорили о тарифах в 500 – 800 рублей. В республике Коми оператором и региональными властями предполагалось установить тариф в 740 рублей с человека, однако после массовых протестов населения определили его размер в 166 руб. В Иркутской области предлагался тариф в 500 руб. для южной части территории и 800 – для северной. Но общественники его опротестовали. В Московской области 7 региональных операторов, каждый из которых имеет свою стоимость услуг. Тарифы колеблются в диапазоне от 616,59 до 949,56 руб. за кубометр мусора.

Самый большой в России тариф – 2600 руб. с человека – предлагалось ввести в Кежемском районе Красноярского края.

Законодательная база и вступившие в силу правила

«Мусорная реформа» – это не официальное, а данное народом название изменений, затронувших существовавшее законодательство, регламентирующее переработку мусора. Такие нововведения обусловливаются поправками, предусмотренными в принятом в декабре 2017-го года федеральном законе под номером 503. Этот законодательный акт призван внести коррективы в ФЗ-89, утверждённый в далёком 98-ом году прошлого века. В стране 503 закон вступил в свою силу только с 1-го января 2019-го года, но пока он соблюдается не во всех регионах, поэтому в 2020-ом реформа продолжится.

Поправок в законодательстве, регламентирующем нормы отходов потребления и производства, а также их переработку, было немало. Так, новый закон затронул полномочия местных органов самоуправления в муниципальных районах, городских и сельских поселениях, а также в прочих территориальных единицах и субъектах РФ. На данный момент в обязанности данных структур входят:

  • организация и содержание отдельных мест накопления твёрдых бытовых и коммунальных отходов (ТБО и ТКО);
  • разработка схем расположения накопительных площадок;
  • ведение единого реестра (учёта) мест скопления ТКО;
  • осуществление воспитания местного населения и привитие экологической культуры в сфере обращения с отходами.

Схема обращения со всеми отходами должна разрабатываться и внедряться на территориальном уровне. Она сначала формируется, потом активно обсуждается местными исполнительными управляющими органами, далее утверждается и по необходимости корректируется по установленным российским правительством правилам.

Значительно изменились после вступления в силу нового закона и требования, которые предъявляются к площадкам, предназначенным для накоплений мусора. Они должны полностью соответствовать законным нормам, в ином случае места скоплений и переработки отходов с выявленными нарушениями ликвидируются.

В каких регионах реформа осуществляется

Мусорная реформа должна распространиться на все 85 российских субъектов. Но с начала её действия только 70 территориальных объектов начали выполнять предписания правительства. Шесть регионов выполняли процедуры в течение первого квартала 2019-го года. А девятью субъектами была взята отсрочка до начала 2020-го. В их число вошли Владимирская, Курганская, Еврейская автономная и Омская области, Забайкальский, Хабаровский и Приморский края, Республика Марий Эл и Ненецкий автономный округ. Но муниципалитеты Марий Эл и Омска заявляли, что требуемые процедуры уже начали проводить.

Неготовность отстающих регионов объясняется недоступностью подходящих расположенных поблизости полигонов, несостоятельностью правовой существующей документальной базы, необходимостью возведения новых отраслевых объектов, расторжением заключенных с региональными операторами контрактов.

Также вступившим в силу законом предполагается отсрочка, предоставляемая субъектам федерального значения, к которым отнесены Москва и Московская область, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, а также Севастополь. Они могут решать касающиеся обращения с отходами вопросы в течение 2020-го и 2021-го годов, то есть до начала 2022-го года.

Кроме того, начать реализацию мусорной реформы с 2020-го года получают право регионы, которые:

  • не успели выбрать на конкурсной основе подходящего регионального оператора;
  • провели конкурс, впоследствии признанный незаконным или недействительным;
  • заключили контракт с оператором, который в дальнейшем был признан банкротом.

Полезная информация! Если выбранный и используемый для размещения ТБО объект не располагает всеми нужными официальными документами, но был законно введён в эксплуатацию, то он может продолжать своё функционирование во время переходного периода, то есть до января 2023-го года.

Разделение мусора

Раздельный сбор всех отходов – ещё одно важное нововведение, осуществляемое в рамках проводимой мусорной реформы. Теперь захоронение твёрдого мусора без его предварительного сортирования запрещается законодательством.

Перед отправкой в утилизационные пункты мусор на сортировочном предприятии делится на однородные компоненты. Из общих объёмов нужно выделять элементы, являющиеся пригодными для вторичной переработки: к таковым относятся бумага, пластмассы, стекло.

Для оптимизации и упрощения сортировочных процессов местные муниципалитеты будут стимулировать население к самостоятельному разделению. В некоторых регионах уже установлены контейнеры для разных типов отходов, и в 2020-ом году данная практика будет продолжаться. Вывозиться поделенный таким образом мусор должен только специально оборудованным транспортом, исключающим вероятность перемешивания во время транспортировки. Отходы пищевого вида будут направляться на специализированные полигоны, а остальные элементы мусора – на предприятия, ответственные за сортировку.

Переход на систему раздельного сбора планируется осуществлять постепенно, и в 2020-ом году будет продолжаться создание всех необходимых для этого условий. Например, в Москве до конца 2019 года уже повсеместно устанавливаются отдельные ёмкости рядом с социальными учреждениями и жилыми многоквартирными домами. Мэрия приняла соответствующее постановление летом, и постепенно президиум планирует подключать к разделению отходов также организации из сфер услуг и торговли. По мнению столичного мэра, это должно расширить вторичное применение мусора, а также уменьшить объёмы его захоронений.

Выявленные нарушения

Была проведена масштабная проверка исполнения закона, затронувшая все крупные российские субъекты, такие как Самара и Самарская область, Тверь, Карелия, Тюмень и прочие регионы.

Генеральная прокуратура государства выявила свыше пятидесяти тысяч нарушений разного плана. К ответственности привлечено больше 11-и тысяч лиц, в суды подано более 3700 исков, создано около 2,6 тысяч протестов.

Самым часто выявляемым нарушением признан несвоевременный и недостаточно грамотно организованный вывоз мусора: в Карелии, Тюмени и Твери такая услуга не оказывалась во многих населённых пунктах. Двадцать шесть субъектов были замечены в эксплуатации полигонов, не соответствующих полностью санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормативам (например, с отсутствующими очистительными сооружениями и пожарными резервуарами, без изоляции отходов и весового контролирования).

В 33-х субъектах связанная с обращением с мусором деятельность осуществлялась без соответствующих обязательных лицензий. И на 2019-ый год многими региональными муниципалитетами пока не выделяются или же расходуются с нарушениями финансы на проведение реформы. Территориальные схемы подвергались повсеместным прокурорским вмешательствам. Обнаружено и недостаточное количество оборудованных площадок.

Министерство природы не принимает ряд нормативных актов. Росприроднадзор в девяти российских субъектах не принял мер по ликвидации выявленных нарушений. В 12-и субъектах этот орган не контролировал должным образом лицензирование. Счётная палата посчитала, что главные показатели системы обращения с мусором и самой реформы сформулированы неэффективно.

К сведению! В течение 2020-го года все нарушения будут устраняться, и за их ликвидацией проследит российское правительство, причём во всех регионах.

Кому доступны льготы

В 2020-ом году некоторым группам населения будут предоставляться льготы при оплате вывоза отходов. Но уклониться от внесения средств не получится: услуга стала обязательной, коммунальной и платной, причём расходы покрывают непосредственно собственники жилых объектов.

Льготы предоставляются:

  • ветеранам войн;
  • инвалидам всех групп;
  • многодетным семьям;
  • недееспособным гражданам;
  • малоимущим россиянам (они вправе рассчитывать на субсидии, как и при оплате прочих коммунальных услуг, расходы на которые превысили 22% доходов).

За льготами нужно обращаться либо в территориальный отдел социальной защиты населения, либо в работающий с гражданами многофункциональный центр (МФЦ).

Возникающие проблемы и протесты против введения мусорной реформы

Последние новости гласят, что в ходе реализации мусорной реформы возникает немало проблем, решать которые предстоит в 2020-ом году. Это, прежде всего, законодательная и техническая неготовность большинства регионов. Так, закон предусматривает возможность дополнений, но пока они не используются. Во многих субъектах отсутствуют оснащение и оборудование, необходимые для организации процессов рационального обращения с мусором.

Не везде установлены окончательные тарифы, и в 2020-ом году они могут меняться. В некоторых городах реформа пока не реализуется, из-за чего отходы по-прежнему утилизируются не по правилам, и ситуация продолжает усугубляться. Есть и субъекты, в которых организация полигонов не приветствуется населением, так как планируется рядом с жилыми районами или в природоохранных зонах. Многие не соглашаются с чрезмерно завышенными ценами. Кроме того, в сельских местностях услуги становятся ненужными и навязываемыми принудительно, так как жители утилизируют отходы самостоятельно.

В 2019-ом прошло немало митингов и пикетов против введения реформы. Вероятно, протесты продолжатся и в 2020-ом году, если регулирование и регламентирование обращения с бытовыми отходами не усовершенствуются и не изменятся с учётом потребностей россиян.

Мусорная реформа продолжится в 2020-ом году и, вероятно, приведёт к переменам к лучшему. Но для рационального обращения с мусором федеральным и региональным властям придётся приложить немало усилий.

Источник


ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ!