В 2021 году студенты вузов смогут поменять специальность после 2 курса

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

В некоторых регионах России студенты смогут поменять специальность после 2 курса.

Об этом высказался заместитель председателя комитета по науке, образованию и культуре при Совете Федерации Виктор Кресс.

Такой эксперимент проводится в России после выступления В.В. Путина в январе 2020 года, когда он предложил разрешить студентам поменять специальность для продолжения учебы по призванию. Цель эксперимента и последующего внедрения в других регионах — снизить количество студентов, которые разочаровываются в выбранной специальности в первые годы обучения и уходят из институтов и университетов.

Пилотный проект, в ходе которого планируют отработать технологию такого перехода и его эффективность, запустят в 2021 году, а распространить новую систему по всей стране планируется еще через один-два года.

Студенты некоторых вузов могут и в настоящее время сменить специальность на смежную. В частности, указывает газета, это возможно для учащихся Уральского федерального университета, Дальневосточного федерального университета и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Однако если раньше учебные заведения внедряли такой подход по собственной воле, то после отработки пилотного проекта и внесения изменений в законодательство система может стать обязательной для всех вузов, пояснил Кресс.

Разрешить студентам менять специальность после второго курса предложил в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин. Помимо этого, он поручил увеличить количество бюджетных мест в вузах — дополнительные места в первую очередь получат регионы, в которых не хватает врачей, педагогов и инженеров.

Меняй, студент: второкурсники смогут выбрать новую специальность

Уже в следующем году в рамках пилотного проекта студенты некоторых регионов получат возможность менять специальность после второго курса обучения. Об этом «Известиям» рассказали в профильном комитете Совета Федерации. В 2022 году практику планируют распространить по всей стране, в ней много очевидных плюсов. Подобную систему используют ведущие университеты Европы, США, Китая и Японии, она позволяет резко снизить количество отчислений на первых курсах вузов из-за разочарования в выбранной при поступлении специальности. Однако, по мнению экспертов, внедрение новой схемы потребует не только дополнительных подзаконных актов, но и изменения образовательного госстандарта. Кроме того, на первом этапе учащиеся смогут выбирать только смежные направления.

2 2 2

О необходимости дать студентам возможность менять направление обучения после второго курса в послании Федеральному собранию упомянул президент России Владимир Путин. В тот же день глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов заявил, что для этого понадобятся законодательные изменения, и депутаты готовы их оперативно подготовить.

На самом деле в некоторых вузах такая система частично уже существует. Но если раньше университеты вводили ее по собственному выбору, то теперь глава государства поставил задачу закрепить эту возможность на законодательном уровне, рассказал «Известиям» заместитель председателя комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Кресс.

— Будем обсуждать данный вопрос в I квартале нынешнего года. Если все ведомства пойдут друг другу навстречу, то уже в 2021 году мы наверняка сможем запустить пилотный проект в нескольких регионах, а через год или два тиражировать новую схему на всю страну, — заявил он.

Президент фактически предложил перевести российскую систему образования с уже ставшей нам привычной системы «4 2» (бакалавриат магистратура) на «2 2 2», пояснила «Известиям» директор Центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково» Ольга Назайкинская.

— Такую систему обучения используют ведущие университеты в Великобритании, Франции, Германии, Польше, а также в Нидерландах, Гонконге, Китае и Японии, — добавила эксперт. — Самое большое их количество сейчас находится в США — 365. Еще около тысячи вузов в Америке используют ее элементы. Эта система позволяет студентам дважды (и после второго курса, и после окончания бакалавриата) определиться со своей специализацией и уточнить ее.

По словам эксперта, система «2 2 2» позволяет почти до нуля снизить количество отчислений на первых курсах университетов из-за разочарования в выбранной при поступлении специальности.

От физики к лирике

Для реализации президентской инициативы необходимо решить, как будет соотноситься дополнительный профессиональный модуль с основной частью учебной программы. А также каким образом учитывать и отражать в дипломе результаты его освоения, объяснила «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

— От этих и других факторов будет зависеть скорость закрепления этого положения в законе, — добавила депутат.

При этом, отметила она, сегодня в стране уже есть успешные примеры реализации подобных программ. Так, у студентов Тюменского государственного университета (ТюмГУ) есть возможность с первого курса формировать индивидуальные образовательные траектории.

— Наш вуз внедрил такой проект в этом учебном году, и сегодня в нем задействовано порядка 4 тыс. студентов, — объяснила проректор ТюмГУ Таисья Погодаева. — Кроме того, в университете есть Школа перспективных исследований по семи направлениям, и каждый студент после двух лет общей программы выбирает одно из них.

В числе сложностей, возникших при запуске проектов, представитель вуза назвала довольно жесткие требования Федерального государственного образовательного стандарта. На необходимость менять ФГО, делать его более гибким и вариативным, указала и заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. Сегодня студент не может перейти, например, с исторической специальности на химическую, где уже с первого курса начинаются профильные предметы.

Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что по крайней мере на первом этапе студенты получат возможность выбирать после второго курса только близкие к их специальностям направления.

— С кардинальными переменами есть много вопросов. Например, что делать, если студент при поступлении в вуз не сдавал, допустим, физику, а потом захотел пойти на факультет, где она нужна, — отметила она в беседе с «Известиями».

Высшая школа экономики еще в 2014 году перешла на новый образовательный стандарт бакалавриата, который предусматривает выбор так называемого майнора — основного ядра образовательной программы для изучения на втором и третьем курсах, сообщила «Известиям» старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ Анна Коровко. Майнор выбирает каждый студент. Главное ограничение — направленность выбираемого майнора не должна совпадать с основным направлением подготовки студента. На внедрение этой системы понадобилось полтора года.

Обучение «под ключ»

Практика частичного применения системы «2 2 2» существует и в ряде вузов, участвующих в проекте «5-100».

— Перевод на новое направление подготовки доступен в Уральском федеральном университете круглогодично. Ежегодно этой возможностью пользуются более 500 студентов, причем около 300 человек принимают такое решение именно на втором курсе, — рассказал «Известиям» ректор вуза Виктор Кокшаров.

В Дальневосточном федеральном университете учащиеся получили возможность переходить на смежные профессии в 2017 году.

— До сегодняшнего дня это выглядело так: студенты продолжали обучаться по своей основной образовательной программе и сверх нее получали дополнительные модули. Если инициатива президента будет реализована, университеты смогут выстраивать более гибкие образовательные траектории, — сказала «Известиям» проректор вуза по учебной работе Анна Тышецкая.

С 2014 года обучение в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) строится по принципу «2 2 2».

— По окончании третьего семестра студенты в зависимости от рейтинга успешности выбирают профиль подготовки, выстраивая свою траекторию обучения на следующие два года, — сообщила проректор вуза по образовательной деятельности Елена Разинкина.

На данном этапе, по мнению сенатора Виктора Кресса, важно ознакомиться с существующим опытом университетов и решить, как органично его масштабировать на всю страну.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *