Топливо будущего
Под маркой «ЭКТО Дизель» «Лукойл» выпускает дизтопливо стандарта «Евро-5» с улучшенными характеристиками. Топливо такого уровня качества российская промышленность обязана производить с первого января 2015 года. Однако химический гигант уже с октября 2014-го поставляет продукт на АЗС Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей.
В этом году появится «Лукойл» «ЭКТО Дизель» в Калуге, Москве, Перми и десятках других крупных городов страны. Для перехода на производство дизельного топлива «Евро-5» компания инвестировала значительные средства в строительство новых перерабатывающих мощностей на своих предприятиях. Инновационные технологии промышленной переработки нефти предприятий «Лукойла» позволили понизить содержание серы в марке «ЭКТО» до 8-10 мг/кг. Для сравнения: это в шесть раз меньше аналогичных показателей ДТ стандарта «Евро-4».
Обгоняя время
Исторический факт: первая партия малосернистого дизтоплива, соответствующего «Евро-5», пермский НПЗ «Лукойл» произвел в 2004 году. Это стало возможным после обновления технологического оборудования и внедрения методов глубокой переработки нефти. Впрочем, инновационную продукцию высшего качества в основном отгружали в страны Евросоюза, куда фактически шел не брендированный аналог «Лукойл» «ЭКТО Дизель». Отзывы зарубежных партнеров были весьма положительными, продукт пользовался спросом. Российский же потребитель был лишен возможности пользоваться ДТ нового поколения.
Как говорят в администрации, «Лукойл» обогнал «местное время». Дизельному автопарку страны столь высокий топливный стандарт в то время был совершенно бесполезен. Продукт подобного качества полностью бы не сгорал в цилиндрах старых автомобилей, ведь стандарты топлива и двигателя должны соотноситься.
«Евро-4»
Пока авторынок готовился к приходу «ЭКТО Дизель» («Лукойл»), компания с середины 2005 года начала продажу дизтоплива «Евро-4». Это стало, без преувеличения, прорывом на отечественном топливном рынке. Его использование снижает вредные выбросы в атмосферу в 5-8 раз (в зависимости от вида химических соединений). Но наиболее важной характеристикой явилось то, что в дизтопливе «Евро-4» в 40 раз меньше серы, чем в солярке, соответствующей ГОСТу 1982 года. Сера и ее соединения – главный враг топливной системы двигателя.
«Евро-5»
Дизтопливо пятого поколения принципиально отличается от своего предшественника именно уменьшением количества серы. Ее содержание измеряется в единицах «p.p.m.» – «количество частей на миллион». Если в «революционном» для России ДТ «Евро-4» упомянутое вещество присутствует в количестве 50 p.p.m., то в продукции «Лукойл» «ЭКТО Дизель» содержание серы вообще бьет все рекорды – не более 10 p.p.m. То есть десять (и меньше) частиц на миллион. За счет этого общий объем вредных выбросов в атмосферу при использовании ДТ «Евро-5» снизился, по сравнению с «Евро-4», почти в полтора раза. Кстати, в странах Евросоюза экологический стандарт «Евро-4» введен в 2005 году, а «Евро-5» – в 2013-м. Российский рынок лишь немногим отстает от общемировых трендов.
Улучшение характеристик «ЭКТО Дизель» («Лукойл»)
Отзывы автомобилистов об использовании «дизеля» пятого поколения говорят об озабоченности ряда водителей очень низкой концентрацией серы. Известно, и специалисты это подтверждают, что сера и ее соединения, в больших количествах присутствовавшие в прежней солярке, играли роль своеобразной смазки в цилиндрах двигателя.
Это свойство упомянутого вещества известно и российским нефтехимикам. Как говорится, нет худа без добра: соединения серы хотя бы в чем-то оказывались полезными. Только польза эта перекрывалась вредным воздействием на другие системы двигателя и на окружающую природу. Дизтопливо «ЭКТО» («Евро-5») серы почти не содержит. Взамен «Лукойл» использовал специально разработанный и протестированный комплекс присадок, обеспечивающих великолепный смазывающий эффект.
Бренд «ЭКТО»
Выводя на рынок новый стандарт, в компании задумались, как преподнести покупателям инновационный продукт. Топливо соответствует принятым в Европе нормативам, его логичнее было бы продавать как ДТ «Евро-5». Однако поскольку это улучшенное топливо, было решено провести его брендирование. В результате родилась марка от «Лукойл» «ЭКТО Дизель».
Отзывы маркетологов и статистика продаж показали, что это было удачное решение. Покупатели больше обращают внимание на фирменный продукт, чем на обезличенный «Евро-5». Слово ЭКТО обозначает, что топливо получено в результате добавления к ДТ пятого поколения специального комплекса присадок HiTEC 4661 британской фирмы Afton Chemical, которые повышают отдельные качества стандартного горючего. В нашем случае:
лучше очищают и смазывают двигатель;
понижают концентрацию вредных примесей в выбросах в атмосферу за счет более полного сгорания.
Под наименованием «ЭКТО» продается и дизельное топливо, и бензин. Марка пользуется спросом, за последнее полугодие ее продажи возросли на треть.
Устойчивость к замерзанию
Одна из ключевых претензий к дешевой солярке у российских водителей заключается в следующем: в мороз дизельный мотор заводится плохо. Как показала практика использования ДТ стандарта «Евро-4», в холодный период у автовладельцев проблем с данным типом топлива не бывает. Специалисты уверяют, что продукция «Лукойл» «ЭКТО Дизель» зимой также гарантирует легкий запуск движка при любой температуре.
В холода работоспособность дизтоплива определяет депрессорно-диспергирующая, то есть разжижающая, присадка. От ее концентрации и зависит температурный диапазон применения «горючки», это касается и продукта фирмы «Лукойл» («ЭКТО Дизель»). Температура замерзания зависит от класса топлива. В соответствии с требованием российского стандарта от 2005 года, в разных регионах страны рассматриваемая нами компания» предлагает зимнее ДТ разного класса – от первого (с температурой использования до -26 градусов), до четвертого, которое работает даже при -44 градусах.
Преимущества топлива от «Лукойл» «ЭКТО Дизель»
Характеристики нового продукта выводят эксплуатацию автомобилей на новый уровень. При использовании топлива марки «ЭКТО»:
улучшается процесс горения;
увеличивается срок эксплуатации двигателя;
уменьшаются шум и вибрации;
исключается возможность преждевременного засорения сажевых фильтров и выхода из строя систем бортовой диагностики;
облегчается запуск и сокращается время перехода силового агрегата в рабочий режим;
уменьшается коррозия деталей двигателя;
снижается количество углеродистых отложений на узлах цилиндро-поршневой группы, топливной аппаратуры.
Рыночная конъюнктура
Показательно, что «Лукойл» начал продвигать на рынок именно дизтопливо высшего евростандарта, а не бензин. Качество бензина в целом в стране начинает «подтягиваться» к европейским нормам. Этого потребовал сильно обновившийся за последние годы автопарк. Но рынок ДТ отличается весьма широкой палитрой: от вполне приличного топлива до архаичной солярки, соответствующей ГОСТу 1982 года, который до сих пор никто не отменял.
Например, на Ухтинском НПЗ (Республика Коми) уже давно могли бы выпустить на рынок ДТ «Евро-5», но потребители, в первую очередь железнодорожники, просят: дайте лучше простой солярки. То есть в этом регионе качественное дизтопливо отечественным рынком пока мало востребовано.
Отзывы
Какой «дизель» выпускать – современный или тот, в котором содержится в сотни раз больше вредных примесей, – производители решают сами, в зависимости от технологических возможностей и нужд рынка. Потребитель все чаще требует более качественного топлива. Таковым и оказался «ЭКТО Дизель» («Лукойл»).
Отзывы многих водителей говорят, пусть и о небольшом, но реальном улучшении работы мотора, беспроблемной эксплуатации в зимнее время, экономии на обслуживании. Вторая группа автовладельцев не видит особой разницы в сравнении с «Евро-4». Но нельзя забывать, что «Евро-5», благодаря низкой концентрации серы, более полезно для двигателя и при этом безопаснее для экологии, здоровья людей. Эффективность присадок HiTEC 4661 доказана практикой и всесторонними исследованиями. Их применяют ведущие нефтехимические корпорации BP, Shell и другие.
Целевая группа
Водители трейлеров, городских пассажирских автобусов, мини-грузовиков и микроавтобусов, которые используют преимущественно современные западные машины, жизненно заинтересованы в продукте НК «Лукойл» «ЭКТО Дизель». Отзывы (как правило, положительные) этой категории граждан больше всего интересуют компанию.
Владельцы легковых машин также являются потребителями качественного ДТ. Не секрет, что многие западные производители отказываются поставлять на российский рынок дизельные «легковушки» именно потому, что не могут гарантировать надежную работу своей продукции на нашей солярке. А те, которые поставляют машины с дизельным двигателем, устанавливают вдвое меньший пробег (т. е. ТО водителям нужно будет проходить в два раза чаще), а иначе снимают новый автомобиль с гарантии.
Пока продажи рассматриваемого нами продукта ограничены мегаполисами и приграничными транзитными городами, так как потребителями являются «дальнобойщики» и владельцы современных дизельных машин, то есть жители преимущественно крупных городов. В глубинке ДТ «Евро-5» мало востребован.
Современный автопарк
Дизель XXI века долговечнее, экономичнее, экологичнее своего бензинового собрата. На Западе не случайно его предпочитают более половины покупателей легковых авто. Во Франции таковых 70 %, в Великобритании – 38 %. В России данный показатель, по разным оценкам, составляет 2-5 % (продажи коммерческого транспорта с дизельным двигателем – 30-35 %). Весь российский автопарк машин с соответствующими двигателями сегодня вряд ли превышает 15 %. Но прогнозируется, что процесс «дизелизации» страны уже не за горами. То есть тенденция обозначена. Соответственно, с появлением большего числа авто с современными дизелями потребность в продуктах класса «ЭКТО Diesel» будет увеличиваться.
Взгляд в будущее
Не успел появиться в продаже продукт пятого поколения, как журналисты заинтересовались: есть ли уже наработки по новым видам ДТ шестой и последующих ступеней качества? Ждать ли новых автомобилей с еще более совершенными, экономичными и экологичными моторами? По мнению химиков, в ближайшие годы кардинального изменения состава ДТ, которое позволяло бы говорить о появлении «дизеля» нового стандарта, не предвидится. Соответственно, продукт «Лукойл» «ЭКТО Дизель», паспорт которого соответствует нормам пятого поколения, как и его аналоги, следующее десятилетие де-факто будет доминировать на рынке.
Нефтепереработчики остановились у черты, шагнуть за которую – задача науки будущего. Но предела совершенству нет. Ученые работают над улучшением отдельных качеств дизтоплива. В ближайшее время улучшать экологичность ДТ во всем мире будут, очевидно, лишь внедряя новые методы более полного удаления полициклических ароматических углеводородов. А чтобы еще меньше наносить вред окружающей среде, одновременно должны совершенствоваться дизельные двигатели.
Перспективы
Возможно, производитель излишне опережает время, предлагая рядовым отечественным автомобилистам продукт от «Лукойл» «ЭКТО Дизель» 2014-2015 года выпуска. Но в компании отмечают, что нефтехимики привыкли работать на опережение, учитывая текущую ситуацию и прогнозы. Тем более что многие изменения у нас происходят скачкообразно. И лучше подготовиться к ним заранее.
Специальный техрегламент, ограничивающий поэтапно ввоз в РФ автомобилей, силовые агрегаты которых не отвечают повысившимся требованиям экологических стандартов, принят в 2005-м. Аналогичный документ, регламентирующий качество автомобильного топлива, появился в 2008-м. Как считают эксперты, именно эти документы подстегнули Россию официально включиться в «погоню» за европейскими экологическими нормами. Хотя сроки обязательного перехода на выпуск ДТ стандарта «Евро-5» переносились, высококачественное топливо россиянам необходимо.
Источник: fb.ru