Чего ждать в 2022 году, по мнению Минпросвещения и Сергея Кравцова
Сергей Кравцов в недавнем интервью рассказал о том, какие планы ставит перед собой Министерство просвещения на 2022 год. Давайте посмотрим, есть ли в планах решение двух основных педагогических проблем: повышение реальной зарплаты и престижа профессии?
Как начнем 3 четверть?
Да, эпидемиологическая ситуация не улучшается. И все ограничения, которые были с нами весь прошлый год, так и будут сопровождать нас в следующем.
«А значит, образовательные организации, как и прежде, обязаны строго соблюдать все медико-санитарные предписания. Однако вводить электронные сертификаты на посещение школ, равно как и другие ограничительные меры, в масштабах всей страны мы не планируем. Не планируется и продление зимних каникул».
Действительно, решение о том, как будут учиться школьники в том или ином субъекте страны, принимает руководство региона, исходя из текущего положения. Но все сходятся в одном: никому не хочется дистанционного обучения.
Школьное питание
Во главе угла остается вопрос с организацией бесплатного горячего питания в школах.
«В 2022 году на питание учащихся младших классов выделим 62,5 млрд рублей, что на 4 млрд больше, чем в 2021-м».
Интересно, увеличение выделенных средств связано с инфляцией? Или с изменением школьного меню?
Электронные учебники
«Отрезок времени, в течение которого ребята могут работать с электронными носителями без ущерба для здоровья, регламентирован санитарными нормами. Поэтому о полном переводе школы на электронные учебники речи никогда не шло и не идет. Вопрос об их частичном использовании в учебном процессе — дело будущего, и притом не ближайшего. Однако в любом случае решение, какой вид учебников использовать, — электронный или на бумажном носителе — остается не за министерством и даже не за учителем, а за семьей школьника».
А вот это интересно. Куда будет подгружаться электронный учебник? А если в смартфон? Напомню, что мобильные телефоны запрещены для использования в образовательных целях. А если семья решила, что ребенок будет носить все учебники в кармане? Кто будет регулировать процесс соблюдения правил? Опять учитель? Школа? Или министерство?
Цифровая образовательная среда
«Современный мир нельзя представить без новых технологий. «Цифра» стала частью нашей жизни, и в этих условиях работать с детьми нужно по-новому, ведь иначе ребята могут попросту потерять интерес к учебе. Цифровизация школы дает возможность такого обновления, и мы не имеем права упускать возникший шанс».
Возможность и обязательность использования — это разные вещи. И очень странно надеяться, что если учитель будет использовать в своей работе цифровые инструменты, то в этом случае у школьников повысится учебная мотивация.
«Цифровая образовательная среда — это лишь школьный инфраструктурный проект, создание условий в школе, в классе для использования новых технологий на уроке. Подчеркну: технологий, не заменяющих учителя, а созданных ему в помощь и используемых лишь при желании преподавателя».
Понятно, что и в 2022 году ЦОС будет развиваться и множиться. Возможно, будет создан верифицированный контент, которым учитель сможет пользоваться в полной мере. Главное, что не принуждали его использовать, а лишь предлагали как возможность.
ФГОС
«Суть новой редакции ФГОС — максимальная конкретизация требований к каждому из предметов школьной программы и четкое указание на конкретные знания, которые должны освоить школьники. Кроме того, новые стандарты содержат систему требований к условиям обучения, что обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей, независимо от места жительства и дохода семьи».
Да, в 2022 все школы перейдут на обновленные ФГОС. Но это не означает введение или отмену тех школьных дисциплин, которые уже существуют. По сути, произошла только детализация результатов.
ЕГЭ
Что ждет ЕГЭ в 2022 году?
«Экзаменационные материалы не претерпели радикальных изменений. И уж точно не стали сложнее».
Конечно, задания станут все более практикоориентированными, как ранее произошло с ГИА-9. Но демоверсии новых КИМ опубликованы на сайте ФИПИ, а значит, у выпускников и педагогов есть время для анализа заданий и подготовки.
Единый учебник истории
«Иметь десятки учебников по каждому школьному предмету, как мы убедились на собственном опыте, крайне неэффективно. Однако планов оставить всего по одному учебнику на предмет, включая историю, у нас нет. Гораздо важнее обеспечить единый подход к преподаванию истории в школе».
Значит, если Министр говорит о едином подходе к преподаванию истории, значит, речь идет о Едином историко-культурном стандарте. Вот его необходимо изучить учителям-предметникам, которые ведут историю в школах.
Таким образом, никаких серьезных изменений в 2022 году не планируется. С одной стороны, это хорошо, так как учителя устали от стольких реформ и потрясений. Но с другой стороны, будут продолжены вводиться те изменения, что набирали силу в прошлом году.