ГЖС в 2021 году

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

Государственный жилищный сертификат (ГЖС) на улучшение жилищных условий, покупку квартиры в 2021 году: кто может получить, как его использовать.

Жилищный сертификат выдается отдельным категориям граждан в рамках программы «Обеспечение доступным жильем», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710 «Об утверждении государственной программы РФ…». График выпуска и распределения ГЖС ежегодно утверждается Правительством РФ. Рассмотрим, что такое ГЖС, кому он выдается и на какую сумму, как его получить и как купить недвижимость по нему.

Что такое ГЖС?

Государственный сертификат – это документ, благодаря которому можно частично или полностью оплатить покупку жилья. Сумма по нему рассчитывается с учетом нормативной стоимости кв.м., и в каждом регионе она утверждается местной администрацией.

Деньги по ГЖС в 2021 году наличными не выдаются. Они зачисляются на банковский счет, и сделку в любом случае контролирует банк, даже если жилье приобретается за собственные средства, а не в ипотеку.

Сертификат на приобретение недвижимости именной, и содержит следующие сведения:

  1. Ф.И.О., паспортные данные владельца.
  2. Дату выдачи, серию и номер свидетельства (сертификата).
  3. Сумму, субсидируемую государством.
  4. Срок действия.
  5. Наименование учреждения, выдавшего сертификат.

ГЖС не передается по наследству, он оформляется на определенного человека. Но недвижимость, приобретенную с его помощью, можно продать, подарить, обменять или совершить любую другую сделку с ней.

Кому может получить сертификат на субсидию на жилье?

Перечень лиц, которые имеют право на сертификат, указан в п.5 Постановления Правительства РФ №153. К ним относятся:

  1. Сотрудники ОВД, военнослужащие, подлежащие увольнению.
  2. Сотрудники ГПС, ОВД, УФСИН, если срок их службы превышает 10 лет, а увольняются они по состоянию здоровья, в связи с сокращением штата, достижением предельного возраста службы.
  3. Бывшие военнослужащие со стажей от 10 лет, если они уволены по возрасту, медицинским показанием или сокращению штата.
  4. Бывшие сотрудники ОВД, МЧС РФ, УФСИН, проработавшие от 10 лет и вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилье по договору соцнайма.
  5. Уволенные из налоговой полиции и признанные нуждающимися.
  6. Члены семей военнослужащих, сотрудников МЧС, ОВД (кроме участников НИС), погибших при прохождении службы.
  7. Сотрудники Росгвардии, выходящие на пенсию по возрасту, медпоказаниям или сокращению штата, если срок службы превышает 10 лет.
  8. Члены семей погибших сотрудников Росгвардии.
  9. Лица, переселяющиеся из закрытых военных городков.
  10. Ликвидаторы ЧАЭС, нуждающиеся в улучшении условий проживания.
  11. Вынужденные переселенцы.
  12. Переезжающие из Крайнего Севера и имеющие право на социальную жилищную выплату в связи с переездом.
  13. Переезжающие из ЗАТО получатели социальной жилищной выплаты.
  14. Переселяющиеся с территории комплекса «Байконур».

Обратите внимание! Все вышеперечисленные категории граждан должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Если у человека уже есть квартира, соответствующая всем требованиям, сертификат не выдадут.

Совет юриста: намеренно ухудшать жилищные условия ради получения сертификата не следует. В п. 7.1 Постановления Правительства №153 сказано, что под намеренным ухудшением подразумевается обмен одной квартиры на другую меньшей площади, отчуждение жилплощади или невыполнение условий договора пользования жильем, повлекшее выселение через суд.

Елена Плохута

На какую сумму полагается ГЖС?

Сумма определяется расчетной стоимостью квадратного метра в регионе, и количеством членов семьи заявителя, имеющего право на сертификат.

Норматив общей площади жилья устанавливается региональными властями, но обычно он выглядит так:

  1. 33 кв.м. для одного человека.
  2. 42 кв.м. на семью из двух человек.
  3. По 18 кв.м. на каждого, если в семье три и более человека.

Пример: Владелец ГЖС живет в официальном браке, есть один ребенок. Расчетная стоимость кв.м. в его регионе составляет 45 000 руб. Ему требуется жилье площадью не менее 54 кв.м.

45 000 х 54 = 2 430 000 руб. – на такую сумму ему выдадут сертификат.

Примечание: если денег по сертификату для покупки квартиры недостаточно, допускается оплата собственными средствами или ипотекой, материнским капиталом.

Надоело читать?Юрист лично позвонит и проконсультирует по вашему вопросу (консультация бесплатна)

Преимущества и недостатки сертификата на получение жилья

Рассмотрим плюсы и минусы жилищного сертификата:

Безвозмездность. Деньги выделяются из регионального бюджета, взамен от владельца сертификата ничего не требуют.

Относительно простые условия получения.

Использовать сертификат можно по усмотрению владельца: купить квартиру в новостройке или на вторичке, приобрести дом.

Долгое ожидание в очереди: например, она может состоять из 200 человек, но за год сертификаты выдадут только пятерым.

Чаще всего суммы по ГЖС не хватает для полной оплаты недвижимости, и приходится добавлять свои деньги

Как использовать жилищный сертификат на улучшение жилищных условий?

Сертификат можно использовать для покупки жилья на первичном или вторичном рынках на территории субъекта РФ, в котором он выдал. Приобрести недвижимость в другом городе не получится.

Купить можно квартиру или дом с земельным участком. Главное, чтобы жилье соответствовало требованиям:

  1. Пригодность для постоянного проживания.
  2. Изолированность от других помещений, принадлежащих другим людям.

Как получить сертификат на жилье: пошаговая инструкция

Для получения сертификата ГЖС нужно обратиться в воинскую часть или местную администрацию с заявлением:

  1. Подается заявление и остальные документы.
  2. Уполномоченный орган рассматривает документы, ставит участника в очередь.
  3. Когда очередь подходит, выдается сертификат. Его нужно использовать для покупки недвижимости в установленные сроки, иначе он аннулируется, и придется все начинать заново.

Обратите внимание! Сертификат нужно отдать в банк в течение трех месяцев с даты выдачи, указанной в нем. Купить жилье и представить в банк документы нужно в течение 7 месяцев.

Содержание и образец заявления

Заявление или рапорт заполняются по утвержденной форме. В нем указывается:

  1. Наименование учреждения, в которое оно подается.
  2. Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные заявителя.
  3. Просьба о включении в государственную программу.
  4. Избранное место жительства.
  5. Дата, с которой заявитель стоит на учете в качестве нуждающегося.
  6. Информация о членах семьи.
  7. Опись представленных документов.
  8. Ф.И.О. и подписи совершеннолетних членов семьи заявителя.

Документы

Перечень документов для сертификата ГЖС зависит от того, к какой категории граждан-участников программы относится заявитель.

Обязательно понадобится:

  • заявление (рапорт);
  • паспорт;
  • документы, подтверждающие родство с членами семьи;
  • обязательство о расторжении договора соцнайма;
  • справки об отсутствии долгов за жилье, представленное по соцнайму;
  • справка об общей продолжительности службы с указанием основания увольнения.

Примечание: орган, выдающий сертификат, будет проверять в Росреестре, есть ли у заявителя другая недвижимость в собственности.

Сроки

Сроки получения сертификата зависят от графика, который планируется Правительством ежегодно. В среднем на год для каждого субъекта РФ предусматривается 5-10 свидетельств, но в некоторых регионах могут выдавать и по одному. Скорее всего, ждать придется долго.

Покупка квартиры по жилищному сертификату: пошаговая инструкция

Сертификат нужно представить в банк для открытия блокированного лицевого счета в течение трех месяцев. В дальнейшем процедура выглядит так:

  1. Владелец сертификата ГЖС находит квартиру, заключает договор купли-продажи (далее – ДКП) с продавцом.
  2. Переход права собственности регистрируется в Росреестре. В течение трех дней банк проверяет документы, отправляет заявку на перечисление денег с индивидуального счета.
  3. Деньги поступают продавцу в течение 5-7 дней.

Обратите внимание! По ДКП продавец может потребовать задаток. Он передается до подачи документов на регистрацию. Обычно сумма не превышает 50 000-100 000 руб.

Содержание и образец договора

ДКП должен содержать все сведения о сделке:

  1. Ф.И.О., даты рождения, паспортные данные сторон, адреса регистрации.
  2. Адрес, площадь, количество комнат, кадастровый номер объекта недвижимости.
  3. Стоимость жилья.
  4. Размер платы по сертификату и за наличные, либо в ипотеку.
  5. Реквизиты сертификата: серия, номер, дата выдачи, кем выдан.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон.
  8. Гарантии, права и обязательства участников сделки.
  9. Размер задатка (если передается).
  10. Реквизиты счета для зачисления денег.
  11. Подписи покупателя и продавца.

Документы

Для сделки покупатель должен представить продавцу только паспорт. Сертификат вместе с ним понадобится для банка.

Продавец представляет покупателю выписку из ЕГРН, документ, подтверждающий основание возникновения права собственности, техпаспорт, справку об отсутствии долгов по ЖКУ и выписку из домовой книги.

Расходы

Покупатель платит госпошлину за регистрацию права собственности – 2 000 руб. Другие расходы могут возникнуть, если обязательно нотариальное оформление ДКП: пошлина составит 0,5% от цены сделки, максимум 20 000 руб. Расходы могут распределяться между сторонами по договоренности.

Если покупатель обратится за сопровождением сделки к юристу, это будет стоить от 10 000 до 100 000 руб. в зависимости от сложности процедуры и количества предоставляемых услуг.

Ответы юриста на частные вопросы

Бывают ли жилищные сертификаты для учителей, врачей?

Можно ли оформить налоговый вычет, если квартира куплена по гос жилищному сертификату?

Живу в коммунальной двухкомнатной квартире с сыном. Нам выдали жилищные сертификаты по 550 000 руб. Можно ли их использовать, чтобы выкупить вторую комнату?

Обязательно ли выделять доли остальным членам семьи при покупке недвижимости по жилищному сертификату?

Можно ли продать квартиру, полученную по жилищному сертификату, сразу после покупки? Как будет платиться налог?

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Получение жилищного сертификата для приобретения жилья позволяет существенно сэкономить свои деньги и быстрее обзавестись недвижимостью.
  2. Обналичить жилищный сертификат не получится: сделку с ним контролирует банк, и сам переводит деньги продавцу, тщательно проверив документы.
  3. Сумма жилищного сертификата зависит от количества членов семьи человека, имеющего на него право, а также от расчетной стоимости кв.м. в регионе.

 

Елена Плохута, socprav.ru

Как составить договор купли-продажи по ГЖС в 2021 году

Некоторые категории граждан, например, молодые ученые, врачи, военные, многодетные семьи, и те, кто лишился жилья из-за стихийных бедствий, могут получить сертификат на покупку или строительство недвижимости.
Это возможно благодаря федеральным и региональным программам, на которые выделяют средства из федерального бюджета. По таким программам выдают государственный жилищный сертификат, сокращенно ГЖС.

Кроме государственных жилищных сертификатов есть региональные программы, которые дают льготы на покупку жилья. Право на льготу подтверждается свидетельством. Такие программы действуют только в рамках определенной территории, например области.

Сертификат дает право 1 раз получить деньги из федерального бюджета на покупку готового или строящегося жилья. Какое именно жилье можно приобрести, будет указано в сертификате.

Сертификат всегда именной, его нельзя передать кому-то. Приобрести объект можно только в регионе, который указан на сертификате.

В нём также указывается:
• Название программы, серия и номер сертификата, дата выдачи, размер выплаты;
• Данные владельца, а также информация о членах семьи;
• Название организации, которая выдала сертификат, их печать и подпись;
• Срок действия.

Недвижимость в 2020-2021 годах должна быть оформлена на всех членов семьи, указанных в сертификате.

Если клиенту не требуются кредитные средства на покупку объекта, то банк выступает, как агент, и помогает клиенту: открывает индивидуальный блокированный целевой счет (ИБЦ-счет) и отправляет запрос на перечисление суммы сертификата.

Можно купить недвижимость и дороже, чем сумма сертификата, например, с использованием собственных или кредитных средств, а также материнского капитала.

Например, у клиента сертификат на 1 000 000 рублей, на руках есть 2 000 000, а объект хочет купить за 5 000 000 рублей.

В таком случае, можно оформить ипотечный кредит, а сертификат использовать как первоначальный взнос.

После получения сертификата у клиента есть 3 месяца, чтобы отдать его в банк.

Как происходит перечисление суммы продавцу недвижимости? Зависит от программы, в сертификате указано, как будут перечислены средства.

Есть 2 варианта:
• Первый, когда деньги зачисляются на счет клиента и после предоставления документов, подтверждающих покупку, сразу переводятся продавцу.
• Второй вариант. Когда клиент должен купить объект до получения субсидии. Тогда сначала подписывается договор купли-продажи.

В договоре надо указать реквизиты сертификата: серию, номер, дату выдачи, орган, выдавший сертификат, а также реквизиты счета, с которого будет идти оплата.

Сделка регистрируется в Росреестре, а после клиент предоставляет подтверждающие документы в банк. Банк в течение 3 рабочих дней проверяет документы клиента.

Далее сотрудник банка направляет заявку на перечисление выплаты на ИБЦ-счет, а затем только деньги перечисляются продавцу.

Рожков В.А., center-yf.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *