Газ или бензин: плюсы и минусы

Отличной альтернативой использования автомобильного топлива является установка газового оборудования. Использовать газ или бензин? Этот вопрос задают себе многие. Несмотря на очевидные преимущества “голубого” топлива, владельцы машин не спешат с установкой ГБО.

Газ или бензин, что лучше?

Система заправочных станций в мире в основном ориентирована на заправку машин продуктами нефтепереработки: бензином, дизельным топливом. Значит ли это, что перевод автомобильной системы питания на работу от газового оборудования несет в себе недостатки? Для начала ознакомимся с достоинствами установки ГБО:
Экономическая выгода. Как бы не поднималась цена на бензин, стоимость газа минимум в 2 раза ниже.
В камере сгорания двигателя не образуется нагар. Это значит, что моторное масло остается чистым на всем протяжении его использования. Можно реже производить замену. Кроме того, нагар не закоксовывает компрессионные кольца, а значит, мотор гораздо медленнее теряет компрессию, что положительно сказывается на его ресурсе.
Отсутствует детонационное горение. Детонация – это удар. В первую очередь, по цилиндро-поршневой группе, затем по кривошипно-шатунному механизму. И далее по цепочке. Это сильно снижает ресурс двигателя, приводя его к преждевременным поломкам. В отличие от бензина, газ горит плавно и спокойно.
Более качественная топливная смесь.
Суммарный пробег от совместной заправки увеличивается от 1,5 до 2,5 раз.
авто на биогазе
Кроме перечисленных достоинств сюда можно отнести экологическую безопасность. Она заключается в отсутствии вредных выбросов угарного газа.

Недостатки использования газа

Перевод автомобиля с бензина на газ вместе с собой приносит и некоторые недостатки:
Уменьшение полезного места в багажнике. У многих машин, несмотря на внушительные внешние размеры (“Рено-Дастер”, “Ниссан-Жук”), маленький объем багажника. Установка газового баллона, уменьшит его еще больше.
баллон вместо запаски
Малое количество пропан-бутановых заправок, а метановых АГЗС еще меньше. Они есть только в крупных городах, на трассе они практически не встречаются.
Невозможно точно определить количество заправленного газа.
Усложнение конструкции. В некоторые узлы, такие как инжектор, приходится вносить небольшие изменения. Также высверливается множество дополнительных отверстий в кузове.
Появляется дополнительный элемент управления – переключатель с газа на бензин.
Сложная процедура регистрации, так как нужно внести отметки в паспорт технического средства об изменении конструкции.
газ под капотом
Свечи для газа. Бензин имеет более низкую температуру горения, поэтому после установки газового оборудования, свечи также надо сменить.
Финансовые расходы на установку ГБО.
Возможные проблемы с гарантийным обслуживанием.

Может ли газ привести к ремонту двигателя?

В те недалекие времена, когда основная часть населения ездила на машинах отечественного производства, среди автолюбителей ходили разговоры о том, что перевод машины с газа на бензин приводит к прогару клапанов с последующим ремонтом головки блока цилиндров. Это объяснялось более высокой температурой горения газа. Однако машина успевала пройти на газе около 250 тыс. км. Экономическая польза за этот период значительно превышала стоимость возможного ремонта.

Установка газового оборудования

Установка ГБО отнимает гораздо меньше времени, чем ее регистрация. В течение одного рабочего дня машину переведут на газ и настроят ее электронику на работу.
дополнение к конструкции авто
После чего в салоне появится новый элемент управления – автоматический переключатель рядом с замком зажигания. С бензина на газ двигатель будет переходить с его помощью. Новое оборудование без участия водителя само переключает режимы по мере прогрева двигателя.

Регистрация по новому закону

С 2015 года процедура регистрации ГБО значительно усложнилась, что также снизило интерес к газовым установкам на машины. По правилам нового законодательства ГБО нужно регистрировать в МРЭО, так же как автомобиль. Для этого нужно оплатить:
пошлину за регистрирование оборудования;
экспертизу перед установкой, которая определит, что у машины нет конструктивных изменений;
проведение техосмотра поле установки.
птс с гбо
Цена на эти процедуры находится в пределах 10 тыс. руб. Кроме того, баллоны подлежат обязательной сертификации раз в 2-3 года. За несоблюдение всех этих требований на автовладельца налагается штраф в размере 500 руб. Также водитель обязан в течение 10 дней привести регистрацию в соответствии с законом. В противном случае он будет взят под стражу на 15 суток, а машина поставлена на штрафстоянку.

Гарантийное обслуживание нового автомобиля с ГБО

Установка газового оборудования почти всегда заканчивается лишением гарантии. Официальные дилеры отказывают в обслуживании, несмотря на то, что при установке ГБО были выданы соответствующие сертификаты. Это одна из причин, почему владельцы не хотят переводить с бензина на газ. Или лишишься гарантии, или придется через суд доказывать, что неисправность возникла не по причине перевода машины на газ. Для этого придется оплачивать экспертизу.
Исключение составляет тот редкий случай, когда официальный дилер в числе своих услуг предоставляет установку ГБО.
Но если владелец заранее отказывается обслуживаться у “официалов”, то он смело может ставить газ.

Сжиженный газ или сжатый, что выбрать?

Когда встает вопрос: газ или бензин, то нужно еще задуматься о каком газе идет речь. Газобаллонное оборудование бывает двух видов. Одна разновидность работает на сжиженной пропан-бутановой смеси, вторая использует сжатый газ – метан.
Разница между двумя установками существенная. Оборудование для метана громоздкое. Здесь требуются более дорогие баллоны, стенки которых значительно толще. Это связано с требованиями безопасности. Сжатый газ находится под давлением 200 атм. Поэтому стенки баллонов делают от 0,6 см и выше, что значительно увеличивает их вес. По той же причине метановые баллоны нельзя делать в форме запасного колеса: они должны быть строго цилиндрические.
несколько баллонов метана
Количество сжатого газа измеряется в кубометрах. Один литр бензина эквивалентен одному кубометру газа. Тогда как баллон вмещает в себя 11-15 м3. Поэтому на одном баллоне машина проедет примерно как на таком же количестве бензина. Чтобы сделать пробег больше, приходится ставить несколько баллонов, что увеличивает как стоимость, так и вес автомобиля.
Однако цена метана перекрывает все недостатки конструкции ГБО. Он дешевле бензина в 3 раза.

Экономическая выгода

Перед тем как выбрать, что лучше газ или бензин, нужно подсчитать возможную прибыль от использования газа. Для каждой машины расчет будет своим. Он связан с расходом топлива на сотню километров. Также он будет зависеть от суммарного пробега за период эксплуатации авто.
Для примера возьмем машину среднего класса, которая расходует в смешанном цикле (среднее арифметическое между городским режимом и движением по трассе) 8-10 л на 100 км.
Стоимость газового оборудования для такой машины колеблется в пределах 25-30 тыс. руб. Также сюда нужно включить расходы, связанные с регистрацией ГБО – 6 тыс. руб.
Расход газа примерно на 15-20 % выше, чем у бензина. Поэтому чтобы проехать на газе 100 км, той же машине потребуется около 12 л газа. Цена на газ примерно ниже в 2 раза.
Если брать стоимость бензина равной 42 руб./л, то газовое оборудование окупит себя примерно через 20 тыс. км. В среднем, городской житель, который ездит регулярно на работу, проезжает в год около 25-30 тыс. км. В таком случае ГБО окупится через 9-10 месяцев.
Если смотреть в перспективе, то срок эксплуатации машины составляет 7-15 лет. За этот период газ сэкономит более 300 тыс. руб. Что составляет половину от стоимости нового авто.

Безопасность

Неважно на газе или бензине работает двигатель автомобиля. Любое топливо будет источником повышенной опасности.
горящая машина
Производители газового оборудования прикладывают усилия, чтобы снизить угрозу воспламенения, в случае дорожной аварии. Чтобы не произошел большой выброс газа во время пожара и не прогремел взрыв, баллоны комплектуются специальными клапанами, которые сбрасывают давление при повышении температуры. Во время испытания такие баллоны нагревали до 900 °C, что выше температуры пожара. При этом газ стравливался небольшими порциями, но взрыва баллона не происходило.
Также система клапанов работает при заправке топлива. Если емкость заполняется свыше 80 %, то клапан перекрывает поступление газа внутрь, оставляя объем для его расширения.
Сейчас на машины устанавливается ГБО 4 и 5 поколений. Это оборудование безопасно и не воспламеняется при ДТП.
Источник: fb.ru